31.10.2017
100-летие революции «Геликон-опера» отметит концертом «Шостакович вместо сумбура»
30.10.2017
Александр Сладковский: «Пока Рустам Нургалиевич мне не сказал, что достаточно...»
24.10.2017
Шостаковича записали заново. Александр Сладковский и Госоркестр Татарстана


 

Шостаковича записали заново. Александр Сладковский и Госоркестр Татарстана

23.10.17. Газета "Коммерсантъ"

Шостаковича записали заново. Александр Сладковский и Госоркестр Татарстана

Источник: www.kommersant.ru


Сегодня в Большом зале консерватории состоится презентация записей всех концертов и симфоний Дмитрия Шостаковича, осуществленных дирижером Александром Сладковским и Государственным симфоническим оркестром Республики Татарстан при участии лауреатов Международного конкурса имени Чайковского и выпущенных фирмой «Мелодия». О важном исполнительском проекте рассказывает Илья Овчинников.

Шостаковичу принадлежит шесть инструментальных концертов с оркестром — по два для фортепиано, скрипки и виолончели соответственно. Как о цельном явлении о них говорят и пишут куда реже, чем о симфониях и квартетах: например, в буклете цикла «Время с Шостаковичем», прошедшего недавно на Зальцбургском фестивале, речь о том, что пятнадцать симфоний адресованы публике, тогда как пятнадцать квартетов скорее дневник, разговор с самим собой. Эту же мысль можно высказать иначе: если симфонии Шостаковича во многом история страны, то квартеты — история его жизни, красноречивая автобиография, подлинное свидетельство. Куда труднее охарактеризовать как целое инструментальные концерты, в которых есть черты и летописи, и дневника.

Хотя Шостакович — один из самых исполняемых композиторов в мире, его сочинениям для солиста с оркестром везет отнюдь не одинаково. Легко заметить, что концерты для фортепиано, скрипки, виолончели под номерами один записываются примерно вдвое чаще, чем аналогичные под номерами два: сегодня существует более шестидесяти первых и от тридцати до сорока — вторых. Первые действительно более эффектны и ориентированы на публику, нежели вторые, но дело не только в этом. Первые концерты в большей степени говорят о времени их создания, будь то начало тридцатых годов, период «борьбы с формализмом» или разгар оттепели. Тогда как вторые сильнее отражают внутренний мир автора, его поздний стиль. Даже созданные почти одновременно Первый виолончельный и Второй фортепианный концерты поражают контрастом устремленного в будущее неистовства и обращенной в прошлое степенности. В этом смысле первые концерты ближе к симфониям, а вторые — к квартетам.

Тем больше заслуга дирижера Александра Сладковского, решившего записать и выпустить все шесть концертов Шостаковича (а также все пятнадцать его симфоний). Если не считать фирмы Arthaus Musik, несколько лет назад реализовавшей аналогичный проект под управлением Валерия Гергиева, крупные лейблы почти не берутся за подобные циклы, предпочитая собирать под одной обложкой записи разных лет, не объединенные общим замыслом исполнения. Новое издание частично восполняет этот пробел, а рыночную привлекательность ему придает участие лауреатов конкурса Чайковского.

Поскольку каждый из них — яркая индивидуальность, разносторонним и не всегда удачным в трактовках получился и альбом. Скажем, в медленной части Второго фортепианного концерта в исполнении Дмитрия Маслеева больше глубокомысленности, чем лирики, а Первому в интерпретации Лукаса Генюшаса недостает легкости и свободы. Однако это компенсируют великолепные соло трубы Дмитрия Трубакова, а если что-то и объединяет альбом, то это игра Госоркестра Татарстана, предстающего в первую очередь блестящим ансамблем солистов. Во Втором виолончельном концерте «сольные выходы» кларнета и валторн также впечатляют сильнее партии Александра Рамма. А в Первом валторна Сергея Антонова становится полноправным партнером Александра Бузлова, получившего бронзу на последнем конкурсе Чайковского и серебро на предпоследнем, где среди виолончелистов победил Нарек Ахназарян.

Именно игра Ахназаряна, исполнявшего тогда Шостаковича еще в первом туре, продемонстрировала, как меняются традиции интерпретации: все чаще сегодняшние музыканты — отнюдь не только молодые — трактуют сочинения Шостаковича как «чистую музыку», полностью лишенную всех ассоциаций и подтекстов, которые она обычно подразумевает. Но даже если новые записи шести концертов не превзойдут те, которые принято считать эталонными, они останутся важнейшим документом, свидетельствующим о том, как играли Шостаковича во втором десятилетии XXI века.

Лучшие «страницы» альбома будут представлены на концерте 23 октября: Павел Милюков исполнит Второй скрипичный концерт, Дмитрий Маслеев — Второй фортепианный, Александр Рамм — Первый виолончельный. Под управлением Александра Сладковского прозвучит также Шестая симфония, одна из самых загадочных у Шостаковича — с типично малеровской медленной частью вначале, за которой следуют две быстрые и короткие. Этой программой откроется цикл Госоркестра Татарстана в Большом зале консерватории, где до конца сезона обещаны также «Иоланта» Чайковского, «Реквием» Верди и Шестая симфония Малера, столь любимого в свое время Шостаковичем.


24.10.2017
 



РУС
ENG