03.11.2016
Оперу Дмитрия Шостаковича «Нос» представили в Ковент-Гардене
30.10.2016
Никита Борисоглебский исполнил концерт № 1 для скрипки с оркестром Дмитрия Шостаковича в Белгороде
22.10.2016
Дмитрий Шостакович – Святослав Рихтер. Вариации на тему эпохи


 

Наука

Научно-исследовательская деятельность Архива

Объективная оценка творчества Шостаковича требует прежде всего знакомства с его композиторским наследием во всем объеме, включая произведения, по разным причинам не изданные при жизни композитора – от самых ранних детских опытов до потаенного «Антиформалистического райка» – и разные редакции одного и того же сочинения, и неоконченные произведения, и огромный корпус его черновых автографов (эскизов, набросков), а также многочисленные авторские высказывания ( в статьях, интервью, письмах и т.п.) о своей работе в целом и об отдельных опусах. Этой задаче подчинена исследовательская работа Архива Д.Д. Шостаковича. Надежной информационной базой для изучения творческого пути и личности композитора должен стать максимально полный свод фактических материалов его жизни и деятельности. Такой свод предполагается в дать в «Летописи жизни и творчества Дмитрия Дмитриевича Шостаковича», над составлением которой уже несколько лет работает большая группа исследователей Москвы и Санкт-Петербурга.

Такова и цель издания Нового собрания сочинений Дмитрия Дмитриевича Шостаковича в 150-ти томах, осуществляемое издательством «DSCH» при непосредственном участии Архива Д.Д. Шостаковича В процессе этой работы выявляется немало уникальных документов, неизвестных фактов, позволяющих дополнить и уточнить уже имеющиеся в научной литературе данные, а в ряде случаев по-новому взглянуть на различные эпизоды жизненного и творческого пути композитора. Часть подобного рода материалов легла в основу статей и публикаций сборников. Сборники трудов, посвященных научному осмыслению творческого наследия Д.Д. Шостаковича, подготовлены Архивом Д.Д. Шостаковича.

Дмитрий Шостакович. Исследования и материалы
Серийное издание. Издательство «DSCH»

Выпуск 1. М., 2005.

Ред.-сост. Л.Г. Ковнацкая, М.А. Якубов

Содержание

  • Г. Копытова. О рождении и крещении Д Д. Шостаковича.
  • А. Крюков. Д.Д. Шостакович и «Ленфильм» (Кое-что в общую копилку).
  • К. Баласанян. К истории исполнения камерной музыки Д.Д. Шостаковича (По Дневникам В. В. Борисовского).
  • О. Домбровская. Две страницы из ежедневника Д.Д. Шостаковича.
  • Н. Брагинская. «Пламя Парижа»: Шостакович, Асафьев и другие.
  • А. Климовицкий. Игорь Стравинский и Дмитрий Шостакович6 Инструментовки «Песен о блохе» Бетховена и Мусоргского.
  • К. Учитель. Д.Д. Шостакович и С.М. Гершов (Заметки на полях небольшой переписки).
  • В. Гуревич. Письма Д.Д. Шостаковича М.И. Паверману.
  • О. Домбровская. Геохронограф Д.Д. Шостаковича (1945 – 1975).

Работа Г.В. Копытовой «О рождении и крещении Д Д. Шостаковича» впервые вводит в научный оборот ряд малоизвестных архивных документов. Статья А. Н. Крюкова освещает важные подробности многолетнего сотрудничества композитора с киностудией «Ленфильм», а также содержит публикацию неизвестных прежде и обнаруженных им музыкальных фрагментов к художественному кинофильму «Римский-Корсаков». История полувекового творческого союза Шостаковича и Квартета имени Бетховена, запечатленная в дневниках альтиста квартета В.В. Борисовского, изложена в статье К.С. Баласанян. Работа О. В. Домбровской «Две страницы из ежедневника Д.Д. Шостаковича» впервые знакомит с материалами корпуса уникальных автобиографических документов – его ежедневных записей (Diary), которые композитор вел непрерывно в течение трех десятилетий. Впервые публикуемая стенограмма выступления Шостаковича в дискуссии о балете Б.В. Асафьева находится в центре развернутого комментария – исследования Н.А. Брагинской. На основе автографов Шостаковича анализируются важные творческие аспекты освоения композитором музыкального наследия ХIХ века в статье А.М. Климовицкого «Игорь Стравинский и Дмитрий Шостакович: инструментовки “ Песен о блохе” Бетховена и Мусоргского». Публикации писем Шостаковича художнику С.М. Гершову (комментарии К.А. Учителя) и дирижеру М.И. Паверману (комментарии В.А. Гуревича) расширяют наши представления о разнообразии эпистолярного наследия композитора. Завершает сборник, составленный О.В. Домбровской на основе подлинных материалов, в том числе вышеупомянутого Diary композитора – «Геохронограф Д.Д. Шостаковича» – справочная таблица с указанием времени и местопребывания композитора за последние 30 лет его жизни.

 

Выпуск 2. М., 2007

Ред.-сост. О.Г. Дигонская, Л.Г. Ковнацкая

Содержание

  • Г. Копытова. Д.Д. Шостакович и А.М. Волынский (Школа русского балета, кинотеатр «Светлая лента»).
  • Б.Асафьев. Д.Д. Шостакович. Публикация А. Павлова-Арбенина, вступительная статья и комментарии Л. Адэр.
  • Н. Брагинская. Д.Д. Шостакович в мире классической оперетты.
  • Д. Брагинский. Д.Д. Шостакович и футбол (Неизвестные спортивные публикации композитора).
  • О. Дигонская. История одного заблуждения: о Второй сонате для фортепиано (К проблеме атрибуции автографов Д.Д. Шостаковича).
  • И. Барсова. Четырехручные переложения в творчестве и музицировании Дмитрия Шостаковича).
  • Е. Хаздан. Цикл «Из еврейской народной поэзии»: этномузыковедческий аспект.
  • А. Крюков. Пусть от «Леди Макбет Мценского уезда» к «Катерине Измайловой» (В оценках общественности).
  • К. Мейер «… Любите людей, делайте им добро своим творчеством….» (Встречи с Д.Д. Шостаковичем).

Во втором выпуске ряд статей отражает эпизоды и грани жизни композитора: концертмейстерская работа в балетной школе и служба в юности тапером немого кино (Г.В. Копытова); тесное соприкосновение с миром оперетты и его мастерами (Н. А. Брагинская); четырехручное музицирование, открывшее юному композитору мир современной музыки (И.А. Барсова); страстное увлечение Шостаковича футболом (Д.Ю. Брагинский). Все это во многом предопределило свойства личности Шостаковича, отразилось на психологии его творческого процесса и повлияло на поэтику музыкального языка. К истории сложных взаимоотношений Шостаковича и Асафьева отсылает публикация А. Павлова-Арбенина неизвестной прежде статьи Б.В. Асафьева( вступительная статья и комментарии Л. Адэр). В двух следующих статьях предлагается новый взгляд на достаточно хорошо изученные сочинения Шостаковича – этномузыковедческий (Е. Хаздан) и социологический (А. Крюков). В первой статье о вокальном цикле «Из еврейской народной поэзии» предпринята попытка выявить скрытые смыслы и символы песен. Во второй статье показана идеологически конънктурная переменчивость общественного вкуса по отношению к опере «Катерина Измайлова». В публикуемых изысканиях О. Дигонской предлагается неожиданное прочтение известного автографа Шостаковича, меняющее представление об истории создания Второй сонаты для фортепиано, ор. 61. Завершают выпуск мемуары К. Мейера с полной публикацией всех адресованных ему писем Шостаковича.

 

Выпуск 3. М., 2011

Ред.-сост. О.Г. Дигонская, Л.Г. Ковнацкая

Содержание

  • Л. Адэр. Дмитрий Шостакович в классе инструментовки в 1920-1922 годах: этапы профессионального роста.
  • Л. Ковнацкая. «Хочу с тобой покалякать на бумаге» (Неизвестные письма Шостаковича к Богданову-Березовскому в 1920-е годы).
  • Л. Миллер. Об изданиях Д.Д. Шостаковича 1920-х – начала 1930-х годов.
  • Г. Копытова. Поэтические источники вокального цикла Д.Д. Шостаковича (Шест романсов на слова японских поэтов).
  • А. Крюков. Письма Д.Д. Шостаковича и высказывания о нем и его музыке в материалах фонда № 1117.
  • Камерон Пайк (Великобритания). Четырнадцатая симфония Шостаковича: партитура Бриттена.

Выпуск построен по хронологическому принципу.

Содержание статей и публикаций охватывает период с 1920-х по 1970-е годы – от консерваторских занятий по инструментовке Мити Шостаковича (Л. Адэр) до творческих пересечений Шостаковича , автора Четырнадцатой симонии, и Бриттена (К. Пайк). Публикуемые впервые письма Шостаковича к Богданову-Березовскому (Л. Ковнацкая) позволяют проследить зарождение «культа дружбы» в годы становления личности юного композитора в 1920-е годы. Об издательских перипетиях сочинений Шостаковича в 1920-е – 1930 годы повествует статья Л. Миллер. Г. Копытова в своей работе раскрывает подробности истории обращения к литературным источникам вокального цикла на стихи японских поэтов. С биографическими пересечениями и эпистолярными контактами Шостаковича с ленинградским деятелем в области культуры и искусства Б.И. Загурским знакомит публикация материалов фонда Отдела рукописей Российской национальной библиотеки в Санкт- Петербурге ( публикация А. Крюкова).

 

Выпуск 4. М., 2011

Ред.-сост. О.Г. Дигонская, Л.Г. Ковнацкая

Содержание

  • Г. Копытова. Петербургские адреса Шостаковича и его родных.
  • Л. Адэр. Неизвестный «портрет Шостаковича» Б.М. Кустодиева.
  • Г. Копытова. Автограф Шостаковича из архива Кокоулиных.
  • С. Савенко. Вторая симфония Шостаковича как абсолютная музыка.
  • О. Дигонская «Леди Макбет» и Большой театр: на подступах к «лучшему оперному театру в мире».
  • Г. Копытова. «Леди Макбет Мценского уезда» за рубежом в 1930-е годы.
  • Л. Ковнацкая. Еще раз о Хиндемите Шостаковича.
  • О. Дигонская. Размышления о «Торжественном походном марше» Шостаковича (Передатирвка? Смена контекста?).
  • В. Нилов. Семь обработок финских народных песен (Сюита на финские темы) Шостаковича и карельские песенные источники.
  • Ю. Семенов. Пассакалья для органа Д. Шостаковича.
  • М. Карачевская. Письма Д.Д. Шостаковича к Г.И. Серебряковой (1962 – 1967 годы).

Четвертый выпуск в основном опирается на архивные источники: семейные и ведомственные документы (Г. Копытова); документы издательских и военных архивов (О. Дигонская; письма Шостаковича (О. Дигонская, М. Карачевская), его нотные автографы и рукописи (Л.Адэр, Г. Копытова, О. Дигогнская, л. Ковнацкая, Ю. Семенов). Также объектами исследования стали малоизвестные рисунки Б.М. Кустодиева (Л. Адэр). Статьи расположены по хронологическому принципу: они последовательно знакомят читателя с петербургскими адресами семьи Шостаковичей – Кокоулиных и сочинениями консерваторской юности Шостаковича (Г. Копытова). Затем следует обращение к музыке Второй симфонии в статье, посвященной новациям этого сочинения Шостаковича (С. Савенко); к неизвестным деталям музыкального диалога Шостаковича и Хиндемита (Л. Ковнацкая; к вопросам о нюансах «финского» контекста в творчестве композитора конца 1939-х – начала 1940-х годов (О. Дигонская) и «карельского» в связи с созданием Финской сюиты (В. Нилов). К вопросу о двух редакциях Пассакалии для органа Шостаковича, одна из них ленинградца И.А. Браудо, вторая москвича Л.И. Ройзмана, отсылает статья Ю. Семенова. Завершает выпуск материал, посвященный переписке композитора с писательницей Галиной Серебряковой (М. Карачевская).

 

 



РУС
ENG